Чтобы заниматься безопасно фрирайдом, нужно сидеть дома

~7 мин чтения

После яркого 2018 года кривая интереса к спорту в России пошла вниз. Футбольный Чемпионат Мира прошел и русский ногомяч ожидаемо оказался там, откуда особо и не вылезал. За хоккеем приятно следить только на новогодних праздниках, когда появляется надежда в виде молодежки. В остальном - это соревнование двух госмонополий. В биатлоне стало чуть менее безнадежно, но звезд в сборной после ухода Шипулина больше не осталось. Единственная отдушина для русского человека – горнолыжный спорт.

Под этим эпитетом подразумеваются не олимпийские дисциплины по сноубордингу или горным лыжам. В первую очередь, речь идет о катании вне трассы. Сноубординг в диких условиях, как и в труднодоступных местах всегда привлекал атлетов, да и вряд ли такого рода интерес покинет сердца людей в ближайшее время.

Фрирайд и бэккантри требуют от райдера максимального напряжения сил, однако, несмотря на развитие технологий, модификации экипировки и знакомством с культурой фрирайда ежегодно в нашей стране под лавиной гибнут люди. 

Хотели ли они отправиться в путешествие по реке Стикс, занимаясь любимым делом - вряд ли. Однако возможен и такой исход. Ведь каждый фрирайдер знает, что при катании вне трассы ставки велики. 

Речь идет не о том, как на несчастных случаях ловят хайп все, кому не лень. Мы говорим о вашем здоровье и безопасности на склонах. 

Горнолыжный спорт завораживает своей зрелищностью, тем не менее, его закулисье выглядит куда мрачней. Занавес, отделяющий эстетику горнолыжного спорта от убийственной мощи снежной стихии, едва заметен неподготовленным и малоопытным райдерам.

Как и в любом другом экстремальном виде спорта важно адекватно оценивать свои силы и возможности. Ведь зачастую, испытания, выпавшие на долю участника экспедиции, требуют огромного умственного и физического напряжения.

Вдоволь накатавшись в Подмосковье и прочитав пару-тройку статей в Википедии, не обманывайте себя тем, что всё знаете о горах, фрирайде и бэккантри. Не полагайтесь на вездесущий "русский авось" - горы этого не простят. 

Внетрассовое катание подразумевает, что райдер уходит с трассы, не имеет возможности на нее вернуться и едет своим маршрутом. В таком случае человек берет ответственность на себя. Нет никаких оснований рассчитывать на помощь спасателей курорта, которые дежурят только на трассах.
Внетрассовое катание любой сложности требует соблюдения определенных правил:

  • не кататься одному;
  • иметь лавинное снаряжение и уметь им пользоваться;
  • адекватно оценивать свой уровень катания и выбирать такой маршрут, который будет по силам безопасно преодолеть;
  • не кататься по чужим следам, если не знаете района;
  • уметь оценивать состояние склона и степень его лавинной опасности;
  • избегать ловушек рельефа, где лавина может потащить человека и закопать. Например, когда внизу под спуском есть контруклон, либо овраг, где лавина увеличивает свою мощность отложений;
  • придерживаться гребневых зон, ездить по границам рядом со скальным участками.

Катание вне зоны курорта по целине - это высокий уровень ответственности и другое отношение к вопросам лавинной безопасности. Прогнозы нужно делать самостоятельно, а лавинное снаряжение обязательно должно быть у всех членов группы. Культура и безопасность внетрассового катания начинается с культуры и правил трассового катания. Правила трассового катания написаны у каждого подъемника. Их неплохо бы прочитать и следовать — это разумные вещи. Разумные и правильные за одним исключением: когда учат кататься по трассе, то говорят останавливаться с края ниже инструктора. На внетрассовом катании — и это очень важный момент — все останавливаются выше инструктора.

Когда вы собираетесь кататься вне трассы — планируйте день. Внетрассовое катание — это не про лыжи или сноуборд, а про горы. Отъехав от трассы на 200-300 метров в сторону, а уж тем более на несколько километров, вы оказываетесь в других условиях. Понимать что, где и с кем вы делаете надо до выхода на склон. Хорошо бы подготовиться и понимать все нюансы катания. От этого зависит набор и подбор снаряжения или специального снаряжения. 

Что мы берем всегда, вне зависимости от планируемого маршрута — это лавинное снаряжение. Датчик, лопата, зонд — обязательный стандарт. К сожалению, мы очень часто видим людей, которые катаются вне трасс без рюкзаков. Это говорит о том, что у них как минимум нет зондов и лопат. А спасательные работы без них занимают часы. Датчики в момент несчастного случая уже поздно использовать. К тому же, рюкзак — это плюс запасные теплые вещи, термос, шоколад, защита для спины.
В рюкзак рекомендуем положить аптечку — ее обязан иметь каждый участник группы. 

Снаряжение, даже если оно свое, проверенное, подогнанное под себя, обязательно нужно проверить перед тем, как выйти на внетрассовое катание. Особенно это важно для тех, кто использует сплитборд — это 50 винтиков, болтиков, гаечек, разъемных соединений, которые при катании от вибрации разбалтываются. Проверяйте снаряжение перед выходом. Если крепеж сломался на трассе — ски-сервис в 100 метрах, дошли и починили. Если крепеж сломался вне трассы, возможны приключения длинною в дни. По крутому заснеженному склону спускаться на одной лыже умеют не многие.

Перед тем, как вы начнете куда бы то ни было двигаться вниз по склону, проверьте лавинные датчики. Проверяйте их обязательно каждый день и делайте это правильно: датчик держите вертикально перед собой, дистанция 2 метра. На дистанции 5 см даже плохо работающие датчики показывают хороший сигнал. 

Обязательно нужно помнить про крем от загара — волдыри на обгоревшей коже видели все. Когда долго идешь по снегу в хорошую погоду, очень легко сгореть. Поэтому крем от загара и солнцезащитные очки обязательно берите с собой.

При внетрассовом катании важно помнить, что может понадобиться связь со спасателями. Надо озаботиться наличием заряженных телефонов (если работает мобильная связь), либо наличием радиостанций, заряженных с вечера. Ну и, конечно, надо уметь всем этим пользоваться, знать, куда звонить и на какой частоте выходить на связь. Стандартная ошибка — записывать телефоны и частоты в память мобильного телефона. Потому что на морозе телефон садится мгновенно, и люди не знают, куда звонить. Поэтому лучше записать все это на бумаге и приклеить ее скотчем к корпусу радиостанции.

Хорошо бы пообщаться со спасателями: что они думают об этом маршруте. История с регистрацией в спасательной службе такая: в России фрирайдеров не регистрирует никто, в Европе — тоже. Важно иметь представление, куда вы собираетесь: местное название горы, маршрут, по которому вы будете идти, долину, в которую будете спускаться. Очень часто туристские названия отличаются от местных. Надеяться, что вы отправите спасателям координаты с мобильного телефона не стоит — не факт, что у них будет совместимое программное обеспечение, совместимая система координат и не факт, что ваш телефон будет работать на морозе, когда это нужно.

Заключение

Практика показывает, что первый опыт фрирайдера чаще всего начинается с простого выезда за территорию трассы с постепенным удалением от нее. Начиная свой путь фрирайдера по такому сценарию, задумайтесь заранее о получении дополнительных знаний в области культуры катания вне трасс, правил безопасности, необходимости и умении работать с лавинным снаряжением.